Загадочная Старица

Автор: Елена (elenazubc)
Фото: Александр (WaterCatcher), Андрей (Aich), Наталья (Natalka)

ЗдОрово!!! Нас ждет новая встреча, новая поездка в неизвестную Старицу. Но где это место и как далеко от Москвы? За ответом – к интернету! Почитала о Старице, посмотрела фото на других форумах, поняла – предстоит интересное путешествие. Одолевают сомнения… ехать — не ехать… очень хочется, рука в гипсе, вдруг буду создавать ребятам дискомфорт. Но желание посетить этот незнакомый город велико, поэтому быстренько на форум записываться! Теперь в ожидании поездки и в предвкушении радостной встречи со своими друзьями-путешественниками!
Утро субботы, встреча на заправке, погода не радует, сыро и слякотно, но нас это не пугает, впереди увлекательное и познавательное путешествие.

Небольшой колонной в три машины отправились к первому пункту нашей остановки — в село Теряево Волоколамского района, в Иосифо-Волоцкий монастырь.

Прибыли, дождались немного затерявшего Андрея и отправились гулять по обители.

Прошлись по небольшой территории,

посмотрели на старинные фрески.

Время утреннее, в храме идет богослужение. Зашли, подали записки, приложились к иконам, немного постояли на службе. Но надолго оставаться здесь не стали, ведь впереди еще много интересного! Сделали наше первое «семейное» фото.

И решив, что надо ехать дальше, мы пошли к своим экипажам.
- Но подождите… А поесть!? – предложила Наташа.
Хорошая идея, поддержали мы ее. Посетовав, что с нами нет нашего «Гольф-бара», быстренько организовали новый чудо-бар в машине Андрея.

Вкусно позавтракав, и угостившись Славиным коньячком с утра пораньше, мы еще в более приподнятом настроении отправились к следующему пункту нашего маршрута!
Держим путь в Старицу. Проезжаем по самому экологически чистому району в Лотошино, остановливаемся на Бортеневском поле.

В 1317 году русское войско под командованием князя Михаила Тверского одержало победу над татарскими полчищами. И теперь здесь небольшой мемориальный комплекс – памятный гранит,

гранитный крест

и часовенка Михаила Тверского.

Наши фотографы запечатлели несколько памятных снимков и едем дальше по намеченному пути.
Едем, смотрю на дорогу, на обочину, за окном пейзаж такой обыденный и в тоже время завораживающий, а дорога зовет и манит в свою даль, волнует и дарит предвкушение чего-то нового, неизвестного и радостного. Я давно поняла, что счастье – это не что-то далекое и заоблачное, а очень близкое и реальное состояние из простых и маленьких радостей. И дорога — одна из таких радостей.

Подъезжая к Старице, созвонились с нашим проводником по пещерам и ехали к назначенному месту встречи. Не пойду, не хочу, не интересно, да и грязно – думала я. Саша и Даша поддерживали меня. А Наташа и Катя все никак не могли понять нашего нежелания идти в это таинственное и привлекающее туристов место.
Встретились с Юрием и его маленькой, но шустрой спутницей Олесей. Получили инструктаж и в путь через Волгу, с легким страхом и недоверием. Как же мы пойдем через реку, а вдруг это опасно…

Но ступив на прочный лед, поняла, бояться нечего и можно смело идти, сохраняя дистанцию примерно 1-2 метра друг от друга.

Как хорошо, что пошла, думала я, испытывая необъяснимые и завораживающие чувства.

Преодолев замершую Волгу, мы приближались к склону, где располагалась Ледяная пещера.

Даша, увидев тропинку, по которой нам предстояло идти, начала паниковать, что не сможет пройти и не пойдет. Но опытный Юрий и Дима помогли нашей юной попутчице справится с этим сложным для нее препятствием.

Карабкаясь по крутой тропинке, в попытках не сорваться с кручи мы дошли до желанного входа в пещеру!

Конечно, есть и другие входы — выходы, но они маленькие, а нам, вырядившимся в белые куртки,

нужен вход посвободнее!  Здесь, мы встретили группу, покидающую и освободившую нам путь в маленький подземный мир.
И вот мы внутри Ледяной пещеры — самой популярной пещеры в Старице из-за ледяных сосулек-сталагмитов, сталактитов, которые вырастают в привходовой части пещеры.

Когда на улице минус, вода, капающая с потолка, моментально застывает и образует эти красивые сосульки. Их тут много, разной длины и формы, как целый сад застывших фигурок.

Летом, конечно, здесь сыро и грязно, но зимой!.. Увидев такую необычную красоту,

наши фотографы начали фотографировать. А мы позировать по одному

и все вместе.

И только Даша отправилась на поиски летучих мышек, ради которых она преодолела такой сложный путь. Мышек не видно, но слышны их далекие писки.
Ледяная сказка кончается, и дальше тянется лабиринт штреков с оборудованными стоянками. Мы пошли вглубь. Наши юные попутчицы никак не унимаются и отправились на поиски маленьких существ. Но кто ищет, тот всегда находит! И увидев заиневших и дрожащих мышек:
- Мышки мышки, я их нашла!!! Их здесь так много!!! – кричала с восторгом Дашуля.

Эти несчастные существа спали. Но, или наши голоса и тепло тел, или вспышки фотоаппаратов, некоторых, мы, увы, разбудили…

Пройдя вглубь пещеры, Юрий предложил остановиться на одной из оборудованных стоянок.

Здесь он рассказал нам про разработки белого камня – известняка, которые начались еще в 14 веке. Известняк был такого хорошего качества, что его называли «Старицкий мрамор». Шел он на постройку храмов и домов не только Старицы, но и Москвы, Ярославля, Костромы и других городов на Волге. Разрабатывали каменоломни необычным способом — семейным: у каждой семьи был свой задел и свой вход в каменоломни. Время от времени они друг с другом соединялись, а иногда и собирались в артели. Из-за этого в Старице много небольших камноломенок длинной несколько метров.
Посмотрели, послушали, пофотографировали, идем выходу.

Обратно обошли крутую тропинку.

И Дашка довольная,

что не придется ползти по круче, на радостях закидала снежками Славу. Волгу перешли быстро и без опасений. И здесь же, наш продуман и креативщик Александр, сделал уже известное всем нам фото

С берега вышли к территории центра ездового собаководства. Дорога наезжена собачьими упряжками, да и собак хорошо слышно. А прокатиться в упряжке маленьких, но сильных животных мы не решились. Зато увидев пушистые и зеленые сосны, дружно остановились для очередного «семейного» фото.

Добравшись до машин, устроили небольшую передышку, чтобы подкрепиться, а еще отметить благополучное (Дашкино) возвращение из пещер. А вот уже и открылся наш чудо-бар

и мы, с удовольствием, трапезничали, наслаждаясь компанией, коньячком, природой. 

Опустошив наши запасы, а главное Славин запас,

сытые, довольные и веселые отправились гулять по городу.

Остаток дня провели с гидом Ириной,

которая устроила нам увлекательное и познавательное знакомство с этим провинциальным городком.

Поведала легенды о Старице и ее подземельях,

немного истории основания этого исторического городка. В 1110 году пришли сюда из Киевских пещер иноки Трифон и Никандр, стали здесь жить и проповедовать слово Божие. Сначала поселились в пещере, потом основали монастырь, а в конце 13 века возник здесь город Старица. Рассказала, что Старица была одним из любимых городов Ивана Грозного и он проводил здесь много времени. Есть предположения, что не найденная библиотека Грозного спрятана где-то тут, в Старицких пещерах.

Гуляем и любуемся храмами, куполами главной достопримечательности Старицы — Успенским монастырем.

И мы, обычно любители разбрестись в разные стороны, в этот раз держались вместе, дружно и внимательно слушали Ирину.

И именно эта обитель любимое место Ивана Грозного. Здесь принял постриг и провёл 15 смиренных лет первый на Руси Патриарх Московский и всея Руси Иов,

пройдя путь от послушника до настоятеля. Памятник ему, установленный не так давно стоит на территории обители. Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем и после смерти был погребён подле Успенского собора Старицкого монастыря. Позже его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, а в Старице осталась лишь усыпальница с белокаменной плитой.

Монастырь радует ухоженностью и благоустройством. Дорогие и качественные росписи на стенах, богатые иконостасы.

Но нет здесь особой своей таинственности, как это бывает в других монастырях или храмах (не во всех, конечно). Время вечернего богослужения и не хочется присоединяться к этому таинству. Уж очень светский дух в этих стенах.

Может, потому что обитель недавно восстановлена и является одним из основных туристических мест Старицы. А может это только мои ощущения…

После прогулки по Успенскому монастырю едем на место старого городища. В начале 17 века в результате польско-литовского нашествия город был разграблен и сожжен. О его былом величии напоминают высоченные земляные валы.

Остановились у стен заброшенного Борисоглебкого храма.

И недалеко есть еще одна полуразрушенная церковь Параскевы Пятницы, мученицы и покровительницы всех женщин. В здешних окрестностях несколько храмов и церквей с богатым архитектурным строением, в заброшенном, немного угнетающе — таинственном состоянии. А ведь были времена, по словам Ирины, когда на население 9 000 человек было 12 храмов. А это значит, что жили здесь совсем не бедные люди.
И вот мы смотрим на город с другого берега Волги.

Виды с разрушенного городища Старицы и Успенского монастыря завораживают. И конечно, красавец мост, как будто парящий над Волгой, демонстрируя свою мощь и важность.

Ребята поднялись на самый высокий вал,

полюбовались прекрасными и захватывающими панорамными видами, сделали несколько фотографий.

Много имен связано со Старицей. Бывал в наших краях и А.С.Пушкин, продолжала рассказывать Ирина. Останавливался он у своих старицких друзей Вульфов. Превнося в то общество немного разнообразия. Посещал балы, танцевал, ухаживал за барышнями. Позже было написано одно из его известных стихотворений «Подъезжая под Ижоры», посвятив его Катеньке Вельяшевой, которой он был увлечен. Сейчас в дворянском поместье Вульфов располагается музей любимого поэта.
Расставались мы с Ириной у памятника маленькой старушке в центре города, о которой рассказывают легенду происхождения названия города. Будто после одного из разорений не осталось в городе в живых никого: ни воинов, ни жителей, ни монахов. Только одна древняя старица, укрывшись в пещере, сумела уцелеть сама и спасти всех посадских детей. И фигура старицы с посохом в правой руке изображается на гербе города. Хотя есть и другие версии, более правдоподобные.
Здесь, на главной площади — действующая Ильинская церковь, рядом – краеведческий музей. Есть и свой Ледовый дворец. Но эти достопримечательности мы не успели посмотреть. День клонился к вечеру, мы устали, замерзли, пора обратно домой. Но расставаться все еще не хочется. Остановились в кафе, выпить по чашке кофе, чая и продлить удовольствие от встречи…
Да, у этого города есть свой колорит. Тихое и безмятежное место со своей неухоженностью, с обветшавшими домами, удивительной красоты природой и богатой многовековой историей. И счастье, что мы смогли прикоснуться, познакомится так и оставшейся, по крайней мере для меня, такой же загадочной Старицей…

…И напоследок подумалось мне, а может и хорошо, что не успели все посмотреть, будет повод вернуться сюда летом, полным составом, насладиться видами этих окрестностей еще раз. И кто знает… может тогда это место и не будет казаться уже таким загадочным!